Главная
hostgator coupon

Лариса Арачашвили, победительница конкурса «Учитель года России»-2019, приняла участие в республиканской научно-практической конференции БУ ДПО КРИПКРО, посвященной юбилею института.

Основная тема ее мастер-класса – использование аллюзии как средства мотивации к изучению классической литературы и осмысления связи культурных эпох.

По ее словам, прием аллюзии можно использовать для мотивации учебной деятельности, актуализации знаний, целеполагания, самостоятельной работы с использованием полученных знаний, рефлексии и проектной деятельности.

«То, что я делаю на уроках — это игрушки, — призналась Лариса Арачашвили. – Но эти игрушки повышают лояльность детей к моему предмету. А я очень люблю свой предмет, мне очень обидно, когда дети не видят красоту текста и не читают».

Лариса Гивиевна считает, что сегодняшние подростки живут в информационном мире, где Интернет-технологии диктуют им особый образ жизни, общение без границ. Поэтому решение новых задач требует новых интерактивных форм работы с текстом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Такой новой формой может стать анализ текста с точки зрения интертекстуальности. Предлагая учащимся исследовать литературный текст с точки зрения его интертекстуальности, учитель создает условия для решения нескольких образовательных (предметных, развивающих личность учащихся и метапредметных) задач:

- при анализе аллюзивных включений актуализируются литературные и общекультурные знания учащихся, их субъектный опыт;
- учатся видеть, понимать аллюзивные включения как комментирующую и часто критическую ссылку на претекст, как осмеяние или пародирование одним текстом другого, видеть и понимать жанровую связь текстов;

По словам Ларисы Арачашвили, один из уроков в 11 классе она начинает с прослушивания композиции «Комната» группы 25/17, в тексте которой, как впоследствии узнают ребята, спрятана аллюзия на поэзию Бродского. «Группа 25/17 помогает мне раскрыть и саму личность Бродского: мы начинаем говорить о его биографии, о суде над ним. Затем мы слушаем уже запись, где сам Бродский читает свое стихотворение. Если я сразу с этого начну – дети просто не будут слушать», — пояснила спикер.

Она привела и другие примеры аллюзий, которые очень нравятся детям. Это манифест кубофутуристов 1912 года и популярный рэп-баттл, состоявшийся в 2017 году между известными рэперами Oxxxymiron и Слава КПСС, песня Би-2 «Ее глаза» и шекспировский Сонет 130, «Я вас любил…» Пушкина и одноименное стихотворение Бродского.

«Я не слушаю рэп, но я тот человек, который читает те книги, которые читают дети, слушает ту музыку, которую слушают дети. Если я замечаю что-то плохое, я объясняю им, почему это так», — отметила педагог.

Какая связь есть между «Маленьким принцем» Экзюпери и селфи? С этого вопроса начала свой мастер-класс Лариса Арачашвили. Оказывается, созданное специально для селфи приложение B-612 предоставляет ряд интересных и необычных функций и планета Маленького принца носит название астероид Б-612. Если бы ученик не знал этого произведения, вряд ли бы он смог провести такую параллель. «Я пытаюсь научить детей читать, чтобы книга стала их другом».

Сопоставительный анализ двух стихотворений учитель начал с определения настроения каждого из стихотворений и нахождения тех слов и выражений, которые создают такое настроение. Затем обратила наше внимание на синтаксис и пунктуацию каждого произведения и попросила объяснить выбор автором подобных средств, рассмотрела образ лирического героя, его состояния с обязательным объяснением причины такого состояния, провела наблюдение за построением стихотворений, ритмической организацией стиха. Так, например, в восьми строчках Пушкина 6 раз использованы местоимения "вас", "вам", а в четырнадцати строках Бродского всего три раза. Как меняется тональность стихотворения Бродского в связи с этим? В стихотворении Пушкина телесного нет, есть душа лирического героя, тогда как в стихотворении Бродского есть «мозги, жар, хруст, пломбы в пасти». У Бродского любовь несет разрушительный характер, совершенно иное настроение в стихотворении Пушкина: великодушие и сила чувства лирического героя. В стихотворении Бродского осталась боль. Отсутствие «возможности быть» угнетает главного героя.

Хочется сказать, что Лариса Арачашвили продемонстрировала интересные и уникальные приемы работы, заинтересовавшие калмыцких учителей. Мы увидели показательное занятие, на какое-то время сами стали учениками. Вот почему мастер-класс - это и форма повышения квалификации, и особый методический подход. Будем надеяться на новую встречу с Ларисой Гивиевной!

ст. преподаватель
Ашкинова Л.П.

Copyright © БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования"

shape5 logo